Как рейтинг приложения влияет на его загрузки и какие скрытые камни здесь зарыты?
Система оценивания приложений переживает не лучшие времена, ведь люди научились ими манипулировать так, как того хотят. Здесь сталкивается 2 интереса: разработчиков и самих пользователей. Создатели приложений очень сильно нуждаются в положительных оценках (дальше мы разберемся в причинах), а обычным людям это совсем не нужно. Достаточно сильным мотиватором обычно становится гнев, когда приложение работает неправильно. Достаточно редко встречаются сознательные пользователи, которые просто желают поддержать сервис и рассказать о том, что он крутой. Разве что после того, как столкнулись с большим количеством низкокачественных приложений, и данная разработка стала настоящим облегчением. Что ж, есть много того, о чем хочется сегодня поговорить в отношении системы рейтинга оценивания: как нами манипулируют, почему так важен рейтинг, как он влияет на количество скачиваний, где здесь скрыты проблемы и т. п.
По каким критериям Google Play оценивает приложения?
В момент добавления приложения в Play Market, бот самостоятельно оценивает его по нескольким ключевым признакам. Так называемая премодерация. Со временем к нему может добраться и настоящий модератор, но все будет зависеть от ситуации. В App Store процедура анализа проходит по большей части в ручном режиме, поэтому своей очереди часто приходится ждать по 2 месяца и даже дольше.
Для Google важно:
- Длительность рендеринга. Если процесс занимает больше 16 мс, это плохо.
- Время ожидания «замороженного» экрана. Если зависание длится более 700 мс, вероятность прохождения в Play Market резко снижается.
- Количество случаев аварийного завершения работы.
- Расход энергии смартфона.
- Количество установок, а также их соотношение с быстрым удалением приложения вскоре после инсталляции.
Понятное дело, что пользователям перечисленные факторы не так важны, как реальная эффективность приложения, качество его работы и пользу, которую оно несет. И единственным способом определить это, является рейтинг, основанный на отзывах самих пользователей.
Как соотносится рейтинг и количество скачиваний?
Компания, специализирующаяся на разработке программного обеспечения Apptentive, провела исследование в данном русле. Результаты очень интересны. Картинку прикрепляю ниже, а затем обсудим основные моменты.
Что здесь важно:
- Рейтинг в 2 звезды. Неприемлем для большинства. Повышение на 1 звезду улучшит конверсию на 280%.
- Повышение рейтинга с 3 до 4 звезд увеличивает конверсию от пользователей на 92%. Большая часть пользователей не могут смириться с тем, что приложение имеет 3 звезды, но считают 4 из 5 – уже приемлемым.
- Разница между 4 и 5 звездами незначительно влияет на количество установок. Только 4 человека из 100 могут засомневаться и отказаться от инсталляции.
Почему эта система перестала работать?
Есть несколько причин, почему система оценивания приложений сейчас не является объективным отражением реального качества приложения и вот они:
- Люди склонны высказывать негативное мнение. Чтобы оставить отзыв, нужен какой-то стимул и им очень часто становится негативный толчок. У кого-то одного из 100 не работает приложение, и он уже оставил отзыв, а из остальных найдется 1-2 человека с положительным отзывом. То есть достаточно хороший софт получит 1 балл и 2 по 5 баллов, в результате – 3,5-4 балла.
- Разработчики научились пользоваться психологией. Создатели приложений могут показывать сообщение с предложением оценить качество его работы. Они могут его отображать в любой момент. Теперь разработчики начали показывать предложение в периоды, когда человек должен находиться в приподнятом настроении. Например, только что пришла зарплата и онлайн-банк просит его оценить. В игре прошли какой-то уровень, достаточно долго говорили с другом по видеосвязи и подобное. Это своего рода манипуляция.
- Популярна система покупок отзывов. В сети много сайтов, которые предлагают услугу установки приложения пользователем (обычно бот или человек, который делает это за небольшую плату). Написание отзывов может как входить, так и не входить в это предложение. Например, 1 установка стоит всего около 5 рублей, с отзывом – 15-20 рублей.
Что мы имеем на выходе: реальные пользователи чаще высказывают свое недовольство, а разработчики ищут любые способы, бороться с таким явлением. При чем покупные отзывы вытягивают со дна даже откровенно плохое приложение. Наверное, вы видели, когда какой-то софт совсем неважен, но у него рейтинг 4 или даже 5 звезд. Подобное происходит неслучайно.
Будет ли что-то меняться?
А что можно сделать? Заставить пользователей писать более подробные отзывы – тогда на рынок выйдут SMM-щики, которые сделают все намного лучше обычных людей и рейтинг перестанет отражать реальность от слова совсем. Анализировать длительность использования приложения и соотносить его с оценкой – технически сложно. Тем более, все они разные. Одни и нужны для одного использования, а другие – заставляют пользователя долго делать желаемое, но у них нет альтернативы.
Скорее всего ситуация не изменится, но есть один нюанс. В Play Market уже модернизировали систему оценивания, теперь 90% от текущей оценки – это средний балл от пользователей, выставленный с момента последнего обновления и только 10% составляет балл за все время. Таким образом, если приложение было плохим, но над ним хорошо поработали, оно сильно поднимется в рейтинге после обновления. Если же утилита была очень достойная, но после апдейта не запускается на некоторых устройствах или исчезло часть функций, она очень быстро просядет по рейтингу. Задумка хорошая, но дает больше места для манипуляций.